:

Рекомендации для экспортеров продукции в Турцию

Общие положения по доступу на рынок

Согласно действующему турецкому законодательству, иностранным инвесторам предоставлены в полном объеме те же права, что и национальному капиталу. Долевое участие иностранных инвесторов не ограничивается ни в какой форме. Гарантируется перевод прибылей и репатриация капитала в случае продажи или ликвидации фирмы. Фактически, в Турции уже в течение нескольких десятилетий существует один из наиболее либеральных режимов регулирования деятельности иностранного капитала, который периодически дополняется и конкретизируется в соответствии с общим направлением экономического курса страны.

Основные принципы деятельности иностранных инвесторов сформулированы в Законе «Oб иностранных инвестициях» № 4875 от 5 июня 2003 года, вступившим в силу 17 июня 2003 года (с момента опубликования в «Официальной газете»).

Турецкое руководство применяет в отношении иностранных инвесторов комплекс стимулирующих и поощрительных мер, которые призваны способствовать такому размещению инвестиций в стране, которое бы отвечало общей стратегии ее экономического развития.

Так, в том, что касается отраслевого распределения инвестиций, в первую очередь, поощряются инвестиции в экспортоориентированные сферы промышленности и наукоемкие производства, а также в туризм, перевозки, строительство, образование, здравоохранение. Помимо этого, в соответствии с политикой выравнивания уровней экономического развития отдельных регионов страны, стимулирование иностранного капитала в Турции имеет выраженный территориальный характер.

В зависимости от уровня экономического развития Турция условно разделена на 6 категорий районов; в это разделение заложена разная степень поощрения иностранных инвестиций: районы первой степени приоритетности; районы второй степени приоритетности; нормальные районы; развитые районы и тд.

К формам поощрения инвестиций относятся, в основном, частичное или полное освобождение от уплаты налогов и таможенных пошлин на определенном этапе развития производства, льготное кредитование, отсрочки в выплате налога на добавленную стоимость при импорте инвестиционных товаров и др.

Основным критерием в оценке проектов иностранных инвестиций являются их технологический уровень, конкурентоспособность, экспортный потенциал, возможности вовлечения местных ресурсов для их реализации. Немаловажное значение имеет географический аспект.

Территориальное расположение проектируемого объекта и объем инвестируемого капитала являются основными показателями для получения инвестором так называемого «поощрительного сертификата», т.е. особого одобрения Главного Управления по вопросам иностранных инвестиций, что дает право на пользование льготами при осуществлении проекта, а именно: частичным или полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и иных налогов, доступом к льготным кредитам, правительственным дотациям и др.

При выдаче «поощрительного сертификата» учитывается, в какой степени при осуществлении проекта предполагается воспользоваться привлеченными источниками финансирования. Соотношение между собственным и привлеченным капиталом составляет норму самофинансирования; она может быть не более 40% для инвестиционных проектов в «приоритетных районах», 50% в «нормальных районах» и 60% в «развитых». Исключением, не принимающим во внимание региональный аспект, являются инвестиции в организацию авиационного (Air-Kargo) и морского (Ro-Ro) транспортного обслуживания — 25%, а также строительство и ремонт яхт и судов, где норма самофинансирования установлена на уровне 15%. Допускается льготная норма самофинансирования (15%) также для тех проектов, осуществление которых предполагается полностью финансировать из иностранных источников.

В целом система поощрений и льгот для инвесторов, в том числе иностранных, в Турции разработана очень детально.

Организационно-правовые формы ведения коммерческой деятельности

В Турции существуют два типа компаний, которые открыты для участия иностранного капитала, это: акционерные общества (Аnonim Şirketler) и общества с ограниченной ответственностью (Limited Şirketler).

Форма акционерных обществ чаще используется при осуществлении крупных проектов или для создания крупных компаний в производственной сфере, где требуются значительные капиталовложения, т.к. такие компании могут легко привлечь большое число акционеров, а также банковские кредиты.

С другой стороны, компании с ограниченной ответственностью имеют свои преимущества. Относительная простота их регистрации, низкие административные расходы, свобода в переориентации сферы деятельности делают их оптимальными в торговле и сфере услуг.

Документом, определяющим правовой статус компании является Устав.

Устав должен содержать обязательные положения, предусмотренные в статье 279 Турецкого Закона «О Торговле», а именно размер уставного капитала, наименование или имена всех учредителей, а если учредитель иностранец, то его гражданство, адрес главного офиса компании (при наличии), порядок внесения вкладов в уставный капитал и распределения прибылей, процедуры образования органов управления, порядок созыва общего собрания акционеров/участников общества, время и место его проведения, срок, на который создается компания, порядок внесения изменений в Устав и некоторые другие. Подписи каждого учредителя должны быть заверены нотариально.

Фирменное наименование компании должно содержать фразу, указывающую на ее организационно-правовую форму. Кроме того, слова и словосочетание в фирменном наименовании должны также указывать и на основную сферу деятельности компании.

Содержащиеся в фирменном наименовании слова не должны вводить в заблуждение третьи стороны в отношении сферы деятельности или финансового положения компании, а также не противоречить публичному порядку.

Слова и словосочетание «турецкий», «Турция», «Республика», «Национальный» могут использоваться в наименовании компании только с разрешения Совета Министров Турции.

Как правило, фирменное наименование должно содержать слова на турецком языке. Использование иностранного языка допускается, если это не будет противоречить закону, национальным, культурным и историческим традициям страны.

В Уставе обязательно должен быть указан адрес места нахождения главного офиса компании. В случае изменения новый адрес должен быть зарегистрирован в Службе Торгового регистра и опубликован в Официальной газете Торгового регистра. Отсутствие регистрации адреса в случае его изменения является основанием для ликвидации компании. Допускаются любые виды деятельности компании, не противоречащие действующему законодательству. В соответствии с изменениями 2012 года компания может охватывать абсолютно все разрешенные законом виды деятельности, в том числе и не прописанные в Уставе общества.

В Уставе должен быть указан размер уставного капитала и порядок его формирования. При этом, непременным условием, которое должно быть прописано в Уставе, является положение о том, что как минимум ¼ уставного капитала (в случае его формирования денежными средствами) должны быть оплачены до создания (регистрации) компании или в течение 3 месяцев после регистрации. Оставшаяся часть уплачивается не позднее 3 лет. В случае если вклад осуществляется нематериальными активами, движимым или недвижимым имуществом, то он должен быть внесен не позднее 3 месяцев с даты регистрации компании.

Не позднее 15 дней после нотариального заверения, Устав компании должен быть зарегистрирован в Службе Торгового регистра по месту нахождения компании. После этого компания приобретает статус юридического лица.

Для регистрации компании в соответствующий территориальный орган Службы Торгового регистра должны быть представлены следующие документы:

-    Заявление о регистрации, составленное по соответствующей форме и подписанное лицами, уполномоченными представлять компанию  и заполненый бланк об учреждении юридического лица в количестве 3-х экземпляров для резидентов, 4-х экземпляров для компаний с участием иностранного капитала;

-     Оригинал и 3 нотариально заверенные копии Устава компании;

-    Нотариально заверенные образцы подписей лиц, уполномоченных представлять компанию в 2-х экземплярах;

-    Справка из банка о внесении на счет Антимонопольного Комитета Турции 4/10 000 от размера первоначального уставного капитала;

-    Для акционерных обществ письмо – согласование от Министерства Таможен и Торговли Турции;

-    Для физических лиц – учредителей компании – удостоверение личности.

Кроме того, в случае необходимости регистрирующий орган может потребовать следующие документы

-    в случае, если вклад в уставный капитал вносится в денежной форме до регистрации компании или на стадии регистрации – справку из банка об оплате;

-    в случае если в сферу деятельности компании входит организация и проведение ярмарок и выставок — документы, свидетельствующие, что учредители и официальные лица компании не являются банкротами, не были осуждены за растрату, хищение, взяточничество, вымогательство, воровство, подлог и т.п.;

-    при изменении организационно-правовой формы – справку из налогового органа об отсутствии налоговой задолженности;

-    при внесении вклада в уставный капитал имуществом (как движимым, так и недвижимым) — документ экспертной оценки стоимости этого имущества и решения суда о назначении соответствующих квалифицированных экспертов;

-    при внесении в качестве вклада в уставный капитал ценных бумаг иностранных компаний — документ соответствующих организаций по оценке стоимости ценных бумаг, уполномоченных на это в соответствии с законодательством данной страны, или организациями, имеющими международный рейтинг. При этом указанный документ должен быть удостоверен турецким консульством в соответствующей стране или оформлен через апостиль;

-    в случае если учредителями компании являются иностранцы – ксерокопия паспорта, предъявленная вместе с оригиналом или его нотариальная копия. Если учредителем является иностранное юридическое лицо – копия сертификата о регистрации, заверенная турецким консульством или оформленная через апостиль;

-    при внесении в качестве вклада недвижимого имущества – письмо из Комитета Земельного регистра о том, что по соответствующему имуществу нет каких–либо ограничений, связанных с его использованием.

Устав компании должен содержать обязательные положения о порядке и процедурах, связанных с внесением в него изменений и дополнений. Внесение изменений в Устав компании осуществляется решением общего собрания акционеров в соответствии с процедурами, предусмотренными Уставом. При этом текст изменений должен быть подготовлен таким образом, чтобы он включал как старую, так и новую версию соответствующих статей и был подписан лицами, уполномоченными представлять компанию.

Увеличение размера уставного капитала допускается только при условии полной оплаты предыдущей стоимости капитала, имея в виду, что

¼ размера увеличения капитала к моменту регистрации должна быть оплачена. Вместе с тем допускается, что эта сумма (в размере ¼, увеличения капитала) также может быть оплачена как вариант в течение 3 месяцев после регистрации соответствующих изменений и дополнений. При этом оставшаяся стоимость увеличения может быть выплачена в последующие три года.

Если увеличение размера уставного капитала осуществляется путем внесения нематериальных активов или активов в виде движимого или недвижимого имущества, то это может быть осуществлено в течение 3 месяцев с даты регистрации увеличения капитала.

Регистрация изменений должна быть произведена в Службе Торгового регистра по месту нахождения компании в течение 15 дней с даты их утверждения общим собранием акционеров.

В отношении создания, регистрации и внесения изменений в уставы акционерных компаний, занимающихся банковской и другой финансовой деятельностью, страхованием, лизингом, обменными операциями с иностранной валютой, публичным складированием, публичных компаний, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг, а также компаний, являющихся учредителями и операторами в свободных экономических зонах, требуется предварительное (до регистрации в офисе Торгового реестра) разрешение Министерства промышленности и торговли Турции.

Что касается компаний с ограниченной ответственностью, то порядок их создания и регистрации, а также внесение изменений в Устав в основном аналогичен изложенному выше со следующими особенностями:

Минимальный капитал для учреждения компании составляет 10 тыс. турецких лиц для ООО, 50 тыс. турецких лир для АО и 100 тыс. турецких лир для ЗАО. Акционерные общества, как и общества с ограниченной ответственностью могут учреждаться 1 лицом.

Срок регистрации компании при наличии правильно оформленных документов составляет один день.

Открытие представительств и дочерних/зависимых организаций

Филиал (тур. Şube) иностранной компании тесно связан с основной (головной) компанией, расположенной за пределами Турции. Для Филиала не требуется уставного капитала. Филиал должен использовать то же корпоративное наименование основной компании с указанием, что он является Филиалом и имеет основную компанию. Должен быть назначен управляющий Филиалом, находящийся в Турции и представляющий интересы.

Для создания Филиала требуется получить разрешение Министерства Таможни и Торговли Турции. Разрешение выдается бесплатно.

В Министерство подается заявление с просьбой об открытии Филиала, подписанное уполномоченным лицом компании.

В заявлении должно быть указано:

-    наименование компании, ее территориальная принадлежность, дата учреждения, адрес и размер капитала;

-    фамилия, гражданство, адрес местожительства уполномоченного представителя компании, находящегося в Турции;

-    виды деятельности Филиала;

-    письмо – заявление в соответствии со статьей 29 Правил Торгового Регистра.

Документы должны иметь перевод на турецкий язык и нотариально заверены.

Все документы, включая разрешение Министерства Таможен и Торговли, должны быть переданы для регистрации в Службу Торгового регистра.

Документы, необходимые для получения разрешения в Министерстве:

-    Письменное подтверждение компании о намерении открыть свой Филиал в Турции;

-    оригинальную копию Устава компании;

-    документы, свидетельствующие о регистрации компании;

-    доверенность, выданная компанией своему представителю с указанием полномочий.

Документы, необходимые для регистрации в Торговом Регистре:

-    заявление на турецком языке, подписанное уполномоченным представителем;

-    разрешение Министерства на открытие Филиала;

-    две нотариально заверенные копии доверенности с апостилем;

-    если представитель Филиала является гражданином Турции – нотариально заверенная копия удостоверения личности, если он не является гражданином Турции, — то нотариально заверенная копия паспорта;

-    образец подписи и указание должности уполномоченного лица, выданный компанией;

-    письмо – заявление в соответствии со статьей 29 Правил Торгового Регистра;

-    заполненная форма декларации, полученная в Службе Торгового Регистра.

Для регистрации Филиала при наличии всех необходимых и правильно оформленных документов требуется также один день.

Доверенность должна быть на турецком языке и заверена турецким государственным нотариусом. Порядок открытия расчетного счета для филиала такой же, как и для других организационно-правовых форм.

Требуется, чтобы компании легализовывали копии учредительных документов в Посольствах, Генконсульствах Турции в стране нахождения головной компании или в МИД Турции либо подтверждались апостилем (для стран, присоединившихся к «Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 года»).

Порядок налогообложения Филиала такой же, как и акционерного общества, созданного на территории Турции.

Законодательство об иностранных инвестициях Турции, а в частности Закон № «О прямых иностранных инвестициях» № 4875 и Правила применения Закона «О прямых иностранных инвестициях» предусматривают создание представительств иностранных компаний (тур. irtibat bürosu либо temsilcilik bürosu) при условии, что таковые не будут заниматься коммерческой деятельностью, а их финансирование будет осуществляться головной компанией, находящейся вне Турции.

Таким образом, любая не коммерческая деятельность упомянутых представительств в Турции не запрещена.

Для иностранных инвесторов имеются ограничения в области радиовещания и телевидения, авиа и морских перевозок, портовых услуг и средств связи. Полностью запрещена деятельность в области рыболовства.

Для создания представительства необходимо получить разрешение, выдаваемое Департаментом государственной поддержки и иностранных капиталовложений Министерства экономики Турции. Вопрос о выдаче такого разрешения рассматривается в пятнадцатидневный срок при представлении следующих документов:

- Письмо – заявление в виде специальной заполненной формы в котором подтверждается, что содержание представительства будет осуществляться за счет денежных ресурсов, переведенных из-за границы.

Документов на иностранное юридическое лицо – учредителя представительства:

- копии сертификата о регистрации, заверенной в соответствующем турецком      консульстве      либо    апостилем для стран, присоединившихся к «Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 года»;

- отчета о деятельности компании за предыдущий год (включая заверенный соответствующими органами баланс компании за предыдущий год и виды деятельности);

- документы, содержащие подробную информацию о предполагаемой деятельности представительства в Турции, количестве персонала и сумме предполагаемых расходов в год;

- доверенности на лицо, которое будет руководить деятельностью представительства.

Разрешение в первый раз выдается сроком на 3 года. В случае необходимости, возможно продление указанного срока.

Представительство не может заниматься какими-либо другими видами деятельности помимо тех, что перечислены в разрешении. Ему также запрещено осуществлять какие-либо переводы за рубеж, за исключением случаев закрытия или ликвидации представительства. Не позднее 1 месяца с даты выдачи разрешения, представительство должно начать свою деятельность и представить в Департамент государственной поддержки и иностранных капиталовложений Министерства экономики Турции документы о регистрации в налоговых органах, аренде офиса, смету и т.п. Ежегодный отчет о деятельности представительства должен быть предоставлен в Минэкономики не позднее мая месяца.

Любой гражданин иностранного государства, перед тем как приступить к работе на территории Турции независимо от того, работает ли он в представительстве головной компании, относится или нет к ключевому персоналу, должен получить соответствующее разрешение. Для получения разрешения на работу иностранцы – нерезиденты обращаются с заявлениями в официальные представительства Турции в стране своего местожительства. К заявлению должны быть приложены нотариально заверенные копии паспорта, диплома об образовании, а также другие документы, которые могут потребоваться. При выдаче указанных разрешений принимается во внимание ситуация на рынке труда, а также отраслевая и экономическая конъюнктура занятости населения.

Указанное разрешение первый раз выдается сроком не более чем на один год соответственно сроку вида на жительство или времени выполнения работ. По истечении одного года работы срок разрешения может быть продлен до трех лет при условии работы по той же специальности в той же организации.

По истечении трех лет срок разрешения может быть продлен до шести лет при условии работы по той же специальности у любого работодателя. По истечении шести лет, может быть выдано постоянное разрешение на работу.

Разрешение на работу вступает в силу после получения в соответствующем турецком иностранном представительстве рабочей въездной визы, а в Министерстве внутренних дел — вида на жительство. При этом иностранец должен обратиться за рабочей въездной визой в течение 90 дней со дня получения разрешения на работу, а за видом на жительство — в течение 30 дней после въезда в страну.

Налогообложение предприятий с иностранным участием

Предприятия с иностранным участием по общему правилу подлежат такому же порядку налогообложения, как и все остальные организации, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории Турецкой Республики.

Информация о защите прав экспортеров

Порядок разрешения торговых споров в Турецкой Республике в целом аналогичен с порядком в Республике Беларусь, подаче искового заявления предшествует досудебный порядок разрешения спора, затем подается исковое заявление в судебные органы вместе с доказательствами, обосновывающими обращение в судебные инстанции, уплачивается госпошлина. Если в Договоре не указан конкретный третейский суд (арбитраж), то дела подсудны Судам по коммерческим спорам, которые есть во всех крупных городах Турции. Турецкие адвокаты рекомендуют указывать в пункте Порядок разрешения споров Договора по ВЭД не арбитражный (третейский) суд, находящийся в Турции, а суды по коммерческим спорам.

На сегодняшний день существует проблема исполнения решений белорусских судов на территории Турции. Между Турцией и Республикой Беларусь подписан Договор о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, хозяйственным и уголовным делам, но не ратифицирован сторонами, в связи с чем, признание и исполнение решений судов Республики Беларусь на территории Турецкой Республики не представляется возможным. Исходя из этого белорусским компаниям, занимающимся ВЭД в целях экономии времени и средств, при возникновении коммерческих споров, следовало бы подавать иски по месту нахождения своих турецких партнеров в суды по коммерческим спорам.

Юридические и адвокатские конторы Турции

Адвокатская деятельность в Турции регламентируется Законом «Об адвокатуре» №1136 от 19.03.1969 (1136 sayılı Avukatlık Kanunu). В каждой провинции существует адвокатская Коллегия, все адвокаты одновременно являются членами Коллегии адвокатов по месту аккредитации и Турецкой ассоциации адвокатских коллегий.

Судебное и внесудебное представительство осуществляется на основании договора возмездного оказания юридических услуг и нотариально удостоверенной доверенности.

Плата за услуги может прописываться в договоре в виде конкретной цифры, либо в процентах от суммы иска, но не более 25%.

Примеры крупных адвокатских контор Турции:

-    Aksan Law Firm, www.aksan.av.tr;

-    Akıncı Law Office, akincilaw.com.tr;

-    Seyhan Hukuk Bürosu, www.turkishadvokat.ru;

-    Avşar Hukuk Bürosu, www.avsar.av.tr.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Сайт МИД
Перейти