:
RU

Основополагающие нормативные правовые акты, регулирующие внешнеторговую деятельность в Турции

Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Турции основана на принципах либерализации, открытой экономики, конвертируемости валюты, поощрения частных капиталовложений, приватизации, экспортной ориентации, всемерного привлечения иностранных инвестиций, предоставления национального режима зарубежным компаниям.

Государственное регулирование в области внешнеэкономической деятельности Турции определяется на данном этапе, главным образом, необходимостью соответствия принимаемых законодательных актов требованиям и стандартам Европейского Союза.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими внешнеэкономические отношения Турции, являются периодически обновляемые правительственные решения об экспортных и импортных операциях; о защите турецкой валюты; двусторонние и многосторонние соглашения и договоры. В этих документах предусмотрено активное участие в механизме внешнеэкономического регулирования торговых, промышленных и торгово-промышленных палат и их руководящего органа — Союза палат и бирж Турции, союзов экспортеров, таможенных служб, Центрального банка и других организаций.

Министерство правомочно передавать часть своих функций по регулированию внешнеторговых операций союзам экспортеров и торгово-промышленным палатам. При содействии Министерства экономики активная роль отводится союзам экспортеров, объединяющих по товарно-отраслевому принципу экспортеров различной продукции.

Создан единый «Союз экспортеров» с центром в г. Анкаре, решения которого обязательны для всех экспортеров. Таким образом, часть функций управления экспортом делегирована самим экспортерам.

В Турции действует обширная нормативно-правовая база, регулирующая режим импорта и защитные механизмы.

Основными законными актами, регулирующими работу защитных механизмов, являются Закон № 3577 (с поправками — № 4412, решение (№ 99/13482) и Инструкция № 23861 от 30.10.1999 г. «О предотвращении недобросовестной конкуренции при импорте».

На основании вышеуказанного Закона и Инструкции, создана независимая государственная структура — Коллегия по оценке недобросовестной конкуренции при импорте, которая по предложению Министерства экономики рассматривает вопросы об обоснованности введения тарифных, нетарифных, защитных и антидемпинговых мер.

Кроме того, существуют дополнительные акты, регулирующие квотирование и тарифное контингентирование импорта промышленных товаров и сельхозпродукции, как в рамках двусторонних договоров, так и вне их. Отдельными законодательными актами регулируются вопросы мониторинга и защитных мер при импорте отдельных текстильных товаров, при импорте товаров из ряда стран, а также при импорте товаров, прошедших обработку в третьих странах.

Решения о начале и завершении расследования, о введении и прекращении защитных мер в отношении импорта публикуется в Официальной газете (официальный источник публикации нормативно-правовых актов и документов Турции).

Закон о противодействии недобросовестной конкуренции в импорте

№ 3577 от 1 июля 1989 г. (антидемпинговое законодательство) с изменениями, внесенными Законом № 4412 от 25 июля 1999 г., Постановление Совета Министров Турции от 29 мая 2004 года о защитных мерах в отношении турецкого импорта. Положения данного Закона, представляющего собой основу антидемпингового регулирования, соответствуют положениям Антидемпингового кодекса ГАТТ, подписанного Турцией в ходе «Токийского раунда», проходившего с 1973 по 1979 год.

Постановление развивает положения Закона № 4412 от 25.07.1999 г. и предусматривает принципы и процедуры, направленные на защиту местных производителей в том случае, когда импорт определенной продукции увеличивается до таких размеров, что может составить серьезную угрозу производству аналогичной конкурентной продукции на местном рынке при условии, что эти меры носят временный и ограниченный характер, принимая во внимание международные обязательства и интересы страны.

Органами, на которые в соответствии с Постановлением возложено осуществление указанных мер, является Министерство экономики Турции.

Закон от 31 декабря 1995 г. о защите коммерческих прав турецких организаций предусматривает механизм принятия мер, вплоть до обращения в суд, направленный на устранение торговых барьеров, имеющих место в отношении турецких компаний и отраслей промышленности на рынках других стран, в случае, если это оказывает негативное влияние на турецкий рынок.

Коммюнике № 2003/12 о контроле за экспортом продукции двойного назначения (опубликовано в” Официальной газете” 2 декабря 2003 г.) регулирует порядок  осуществления  экспорта  оборудования,  материалов и технологий двойного назначения, т.е. таких, которые могут быть использованы как в гражданских, так и в военных целях. Предусматривает, что номенклатура указанных товаров содержится в  Перечне, утвержденном Вассенаарским соглашением, подписанным 33 странами-участницами, в том числе Турцией, в 1996 году. Содержит процедуру получения соответствующих разрешений на данные операции через Главное управление Стамбульского союза экспортеров металлопродукции и машиностроения, Департамента экспорта Министерства экономики Турции.

Закон № 4734 от 22 января 2002г. о проведении государственных тендеров и Закон № 4964 от 15 августа 2003 года, внесший изменения в Закон № 4734. В связи с тем, что Турция, будучи членом ВТО, до настоящего времени не подписала Соглашение с этой организацией о поставке товаров для государственных нужд, основным законом, регулирующим госзакупки товаров и услуг, является Закон № 4734 от 22 января 2002 г. «О проведении государственных тендеров» и дополняющий его Закон № 4964 от 15 августа 2003 г..

В соответствии с Законом № 4734 любые госзакупки должны осуществляться только на тендерной основе. Исключение при необходимости могут составлять госзакупки в рамках специальных (например, по линии НАТО), либо межправительственных соглашений.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Сайт МИД
Азия
Азербайджан - Баку (Посольство)
Перейти